Знаменитые люди

23.11.2022 г.

К 100-летию основания конструкторского бюро «Туполев»

22 октября 1922 года было создано старейшее в нашей стране авиационное конструкторское бюро, которое организовал и 50 лет возглавлял выдающийся авиаконструктор, академик Андрей Николаевич Туполев.

Вековая история Опытного конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева вписана яркими страницами в отечественное самолетостроение и стала частью фундамента научно-технического прогресса нашей страны.

За 100 лет в стенах ОКБ «Туполев» разработано множество различных типов летательных аппаратов, малых судов, аэросаней и других средств передвижения на земле, водных просторах и в воздухе.

Приоритет в разработках был отдан авиастроению. Здесь коллективом ОКБ разработано 300 моделей и модификаций самолетов, из которых 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено свыше 18000 самолетов марки «АНТ» и «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира. На крылатых машинах Туполева установлено 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности, выполнено 30 выдающихся перелётов.

В историю мирового и отечественного самолетостроения золотыми страницами вошли туполевские самолеты: предвоенные бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ и ТБ-7, самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький», рекордный АНТ-25, один из лучших фронтовых бомбардировщиков Великой Отечественной войны Ту-2, послевоенные реактивные и турбовинтовые самолеты Ту-16, Ту-95, Ту-22, пассажирские самолеты Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

В ОКБ сформировались видные авиационные конструкторы и учёные. В их числе A.A. Туполев, В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, С.А. Лавочкин, М.Л. Миль, А.А. Архангельский, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, Д.С. Марков, С.М. Егер, В.И. Близнюк, А.С. Шенгардт и другие.

Традиции знаменитой туполевской школы, заложенные А. Н. Туполевым, сохраняются и развиваются.

Андрей Николаевич Туполев (1888–1972)

Андрей Николаевич Туполев был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов. 

Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А. Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал активное участие.

Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А. Туполев смог продолжить учёбу. В 1918 году он с отличием окончил училище. 

Профессиональная деятельность А. Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А. Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н. Жуковского в 1921 году – заместителем директора Сергея Чаплыгина.

В 1922 году, на базе ОКБ, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».

В 1925 году А. Туполев создал один из лучших самолётов своего времени — двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. Также в 1932 году А. Туполев руководил созданием АНТ-25.

Все это время до 1936 года А. Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А. Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.  Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности. К 1937 году авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки

Авиаконструктора Андрея Туполева арестовали 21 октября 1937 года по обвинению в шпионаже. Обвинение утверждало, что А. Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов.  Вместе с ним арестовали ведущих специалистов многих авиационных заводов. Конечно, в их виновность никто не верил. Но благодаря арестам талантливые инженеры должны были работать на благо родины без выходных, отпусков и зарплат.

 Туполеву для работы в шарашке сказали составить список из ста человек. Туполев понимал, что любой из этого списка будет арестован, поэтому включил в него только тех, кто, как он знал, уже сидели в тюрьмах и лагерях. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более ста блестящих ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева.

Спустя три года после ареста — 28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР Туполев будет осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 года лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).  Реабилитирован Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР.          Они воевали все 4 года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 в апреле 1945-го бомбили Берлин.

В январе 1941 г. совершил первый полёт пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Эти самолёты выпускали несколько авиапредприятий страны, в том числе Московский авиационный завод N° 22 им. С. П. Горбунова (с конца 1941 г. он стал казанским) и Авиационный завод N° 23, образованный на той же производственной площадке в 1942г.

Всего за время войны выпущено 1216 таких самолётов. Советские предприятия продолжали выпускать их ещё в течение 7 лет после Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа.  А. Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943 году получил Сталинскую премию, в 1944 году орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора и в 1945 году звание Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники КБ и серийных заводов в 1944 году награждены правительственные наградами.

После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт, вылет которого состоялся в 1957 году. Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).

На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США. Туполев стал академиком, генеральным конструктором. Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В городе Кимры Тверской области установлен бюст Туполеву. Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев — также известный авиаконструктор, академик.

 В 1972 году Туполев получил пятую по счёту главную премию страны в области науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот».

 Спустя два месяца после получения своей третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972 года 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Сегодня имя Туполева носит Московский Авиационный научно-технический комплекс, Казанский авиационный институт и один из островов Карского моря. 

Штрихи к биографии. Борис Сергеевич Стечкин.

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 года в русской дворянской семье. Сам он родом из села Труфанова Алексинского уезда Тульской губернии. Отец, Сергей Яковлевич Стечкин, был литератором, газетным работником, писал под псевдонимом С. Соломин. «С 1895-1896 годов никакой земельной собственности семья не имела, и я жил с матерью Марией Егоровной, которая с отцом не жила и до 1914 года работала земской акушеркой-фельдшерицей», — так впоследствии описывал своё детство в одной из автобиографий выдающийся учёный. Помимо него в семье было ещё двое детей: брат Яков и сестра Александра. Сам он родом из села Труфанова Алексинского уезда Тульской губернии.

Он был потомком старинного русского дворянского рода Стечкиных (за свой дворянский «грех» ему было суждено в 30-е годы хлебнуть немало горя). К концу XIX века, когда Борис появился на свет, род обеднел, и последние отпрыски его уже не владели земельными угодьями и принадлежали к городской интеллигенции. Этот путь был уготован и Борису.

Отец покинул семью, когда ему было всего три года. Устроив дочь Александру на жильё и учёбу к дальним родственникам по стечкинской линии, Мария Егоровна уехала с сыновьями в Петербург, стала сестрой милосердия в больнице и получила комнату. Борис Сергеевич не раз вспоминал, что его раннее детство прошло на петербургских улицах.

Летом 1901 года Марии Егоровне удалось устроить Бориса в Орловский кадетский корпус. Приятных воспоминаний о жизни в кадетах он сохранил немного, да и говорить об этом не любил. Вкуса к военной службе кадетство ему не привило, зато Б.С. Стечкин увлёкся физикой и математикой.

«В 12 лет я первый раз заработал 10 рублей за урок математики. Я репетировал одного богатого ученика, который учился со мной в кадетском корпусе. На десять рублей я купил охотничье ружьё (8 р.) и припасы», писал он много лет спустя. Репетиторством он продолжал заниматься и когда стал студентом. А страсть к охоте сохранил до последних лет своей жизни. В 20-е-30-е годы он ездил охотиться с братом Яковом, а потом с племянниками Игорем и Олегом в Першино. В те годы места для охоты там были завидные. Стрелял метко, но мало. Бориса Сергеевича в охоте больше привлекала природа. Очень любил болотную охоту. Не пропускал и вальдшнепов, любил тягу, весну, когда всё оживает. И больше природой любовался, чем стрелял. С охоты Стечкин всегда возвращался радостный, с хорошим настроением.

Летом 1908 года 17-летний Стечкин приезжает в Москву и по совету Н.Е. Жуковского, которому приходился племянником, поступает на механическое отделение Императорского Московского технического училища (затем МВТУ, теперь МГТУ). Жуковский «заразил» авиацией техническое училище, затем заболел ею на всю жизнь и студент Стечкин. Борис Сергеевич слушает лекции Жуковского, вступает в его авиационный кружок. Именно из этого кружка вышли впоследствии такие известные теоретики и конструкторы, как Архангельский, Туполев, Ушаков, Ветчинкин.

А жизнь Б.С. Стечкина в те годы была нелёгкой. Существовал он в основном уроками, развозил газеты на велосипеде. Несколько раз делал большие перерывы в учёбе. В1912-1913 годах работал помощником чесального мастера на прядильной фабрике, был слесарем, фотографом, калькулятором на Тульском оружейном заводе. Формально Борис Сергеевич завершил своё обучение в техническом училище в 1918 году, а уже в 1921 году был утверждён в звании профессора.

1 декабря 1918 года был организован Центральный аэрогидродинамический институт — знаменитый ЦАГИ. Один из его основателей, Б.С. Стечкин становится членом коллегии института и заведующим винтомоторным отделением. Стечкин — выдающийся учёный в области авиационного двигателестроения и теплотехники, основоположник теории воздушно-реактивных двигателей. С его именем связано зарождение и развитие отечественной авиации.

В 1929 году Борис Сергеевич опубликовал работу «Теория воздушно-реактивного двигателя», в которой были заложены основы теории и методов теплового расчёта этого принципиально нового типа двигателя, коренным образом преобразившего всю авиацию, открывшего путь для реализации таких важных её преимуществ как большие скорости и высота полётов. Надо было обладать огромным научным предвидением, чтобы ещё в начале двадцатых годов прошлого века проблемы создания реактивной авиации сделать предметом теоретического исследования и научного приложения.

Кто бы ни говорил о Б.С. Стечкине, при одном упоминании его имени лицо собеседника озарялось. Такую память оставил о себе этот человек. И не беда, а счастье, что огромный ум и научная направленность естественно и неожиданно сочетались в нём с ребяческим озорством. Это ещё больше привлекало к нему людей. «Представьте себе молодого профессора, летящего на мотоцикле по Тверской, бросив руль и подправляя машину коленкой. Да и не просто по улице несётся на своём «харлее-дэвидсоне», а по трамвайной колее, на приличной скорости с креном» !..

В молодости он был очень вынослив. Мог целую ночь, а порой и не одну, простоять на охоте. Без устали ездил на мотоцикле. Каждую субботу гнал он свой «харлей» больше чем за сто километров от Москвы, на хутор Суходол, где жила его мать, а на лето перебирались и жена с детьми. Нередко он приезжал в Суходол с разбитой коленкой или ещё какой травмой — часто что-то случалось в дороге. Он был прекрасный автомобилист, ездил отменно, в любом состоянии безукоризненно соблюдал все правила движения и очень уверенно вёл машину. Это качество сохранилось в нём до преклонных лет. Если на московских улицах серая «Волга» с шиком обгоняла все машины, автомобилисты, улыбаясь, говорили: «Академик Стечкин поехал!». Ему всю жизнь хотелось чувствовать мотор, быть поближе к двигателю.

Впереди у учёного будут два ареста, унизительные обыски, многомесячное заключение в Бутырской тюрьме, абсурдное обвинение в шпионаже в пользу французского генштаба, реабилитация и восстановление во всех правах, Ленинская премия и изданные курсы лекций по теории авиационных двигателей, признание коллег, звание академика и целая плеяда выдающихся учеников, и снова научные исследования, и лекции, лекции — в ЦАГИ, МАИ, ЦИАМ, ВВИА им. Н.Е. Жуковского.

Зима 1941-1942 года была суровой не только под Москвой. В Казани прочно держалось минус сорок градусов с большим ветром. Стечкину пятьдесят. Он не знал, что в ноябре 1941 года в далёком Алексине во время бомбёжки погибла его мать. Здесь, в Казани, далеко от фронта, учёный продолжал трудиться на нашу Победу».

Чуткое и уважительное отношение Б.С. Стечкина к своим подчинённым сочеталось у него с большой требовательностью к выполнению ими своих обязательств. При всей своей значимости как выдающегося учёного и талантливого инженера, Борис Сергеевич в жизни был скромнейшим, доступным человеком, добрым, чутким и заботливым по отношению к окружавшим его людям. Обаяние его личности было огромно. Он пользовался любовью и глубоким уважением всех, кому довелось общаться с ним.

5 августа 1961 года ему исполнилось семьдесят. В тот же день был подписан Указ о присвоении академику Стечкину Б.С. звания Героя Социалистического Труда. Он был лауреатом Государственной премии СССР (1946г.) и Ленинской премии (1957г.). Был награждён многими орденами и медалями: орденом Трудового Красного Знамени (1945г.), орденом Красной Звезды (1945г.), орденом Ленина (1947г.), медалью «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими.

Умер Б.С. Стечкин 2 апреля 1969 года. Не стало человека, который работал над машинами, значительную часть жизни прожил среди них и умер в машине. У стен московского Новодевичьего монастыря есть семейный склеп Шиловых и Стечкиных (жена Б.С. Стечкина Ирина Николаевна Шилова), скромная могила в старой части кладбища, обелиск из розового камня с надписью: «Академик Борис Сергеевич Стечкин. 1891-1969». Всё сделано, как он сам просил, даже где надпись выбить, задолго до смерти указал. «Люди умирают, песни остаются». После него осталась высокая, нескончаемая песня моторов. Прожил Б.С. Стечкин почти 78 лет, но этого оказалось слишком мало, ибо мысль его с каждым годом, до последней минуты скорость, как летательные аппараты, над которыми он работал. У него были и взлёты, и мировое признание, и немалые трудности. И всё же в целом у него была счастливая судьба. Его любимая наука, его педагогическая работа всегда имели успех. Он любил создавать машины, и он их создавал.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Борис Сергеевич Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным и другими.

Несмотря на все свои заслуги перед страной, Стечкин дважды подвергся сталинским репрессиям. В первый раз он был арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии, приговорён к трём годам тюремного заключения, но, благодаря вмешательству Академика С.А. Чаплыгина, освобождён досрочно в конце 1931 года в связи с пересмотром дела.

Во второй раз он был арестован в декабре 1937 года. Во время следствия в одной камере с ним сидел Валентин Петрович Глушко, будущий Академик и выдающийся конструктор ракетных двигателей. Именно Стечкин (уже имевший опыт отсидки) посоветовал Глушко подать прошение об использовании его как специалиста, тем самым спас его от безвестного пропадания в лагерях. До 1943 года Борис Сергеевич находился в заключении, работая в спецтюрьме НКВД ЦКБ-29 (т.н. «Туполевская шарага»).  

И Туполев и Стечкин жили и работали в одно время. Они были не только знакомы по роду своей профессиональной деятельности, но и дружны. Борис Сергеевич Стечкин стоял у истоков создания нового научно-мемориального музея профессора Н.Е Жуковского. С Андреем Николаевичем Туполевым открывал музей 17 января 1956 года. В Алексинском художественно-краеведческом музее есть фотография самолета с надписью и автографом Туполева «Дорогому Борису Сергеевичу в память о совместной работе по созданию первого реактивного пассажирского самолета. Горячо и очень крепко обнимаю. А. Туполев. 12.10.1961 г.»

В музее МАИ есть картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолета ИТУ.

Н.А. ТОЛКАЧЁВА, зав отделом современности МБУК «АХКМ».

/При написании использованы материалы архива АХКМ: газетные публикации, журнальные статьи, книга Ф.Чуева «Стечкин» из серии «Жизнь замечательных людей», электронные СМИ. /   

02/02/2021 г.

«ИЛЫ УХОДЯТ В НЕБО«

/ к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза И.А. Филатова /

Иван Андреевич Филатов родился 12 февраля 1921 года в деревне Занинка Панского сельсовета Алексинского района Тульской области в семье крестьянина. В 1937 году закончил 7 классов Панской школы. Мальчика с детства тянуло к авиации: когда пролетали над их деревней самолёты, он с завистью смотрел на них, всегда мечтал быть на месте лётчика. Весной 1938 года закончил Тульский аэроклуб по специальности авиатехника и уехал в Москву, где поступил работать в аэроклуб. С 1940 года — курсант Таганрогского военного авиационного училища. В начале летал на самолёте Р-5, потом     на СБ — скоростном бомбардировщике. Началась Великая Отечественная война. Заканчивал обучение в другом училище. И. Филатов с группой курсантов в июле 1942 года был отправлен  в I Чкаловское военное училище лётчиков, где обучался на самолётах-штурмовиках ИЛ-2. В мае 1943 года окончил училище с присвоением звания «младший лейтенант» и направлен на фронт. Был назначен в 735-й штурмовой авиационный полк 5-ой воздушной армии Степного фронта.

Только вчера прибыл в полк, а сегодня уже дрался с врагом, летал на штурмовку танков под Белградом. А наутро снова в бой. «Чёрная  смерть» (так называли штурмовики немцы, перепуганные их ударами) Ивана Филатова несла смерть врагу с неба под Днепропетровском и Днепродзержинском, над Кременчугом и Кривым Рогом, Пятихаткой и Кировоградом; пулемётным огнём  и прицельным бомбометанием лётчик громил ненавистных захватчиков у Первомайска и Полтавы, на Днестре и в Молдавии, в Румынии и в Польше. Выполняя боевые задания, Филатов проявлял большое умение, мужество и храбрость. В составе 140-го гвардейского авиационного полка в должности командира эскадрильи участвовал во взятии городов Бреслау, Лигниц, Дрезден, много раз летал на бомбёжку Берлина, участвовал в освобождении Праги. Закончил боевой путь 9 мая 1945 года под Берлином. Всякое было за эти годы. Сто семьдесят один боевой вылет — штурмовка, бомбёжка, разведка. На его счету более 50 уничтоженных танков противника, 80 автомашин, 40 орудий и зенитных батарей, 50 железнодорожных вагонов, пять сбитых самолётов и около 700 немецких солдат и офицеров. Боевые награды И.А. Филатова: три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I  степени, орден Александра Невского, медали. А над всем этим — свидетельство мужества и высшего умения — Золотая Звезда Героя и орден Ленина.  

 Звание Героя Советского Союза И.А. Филатову было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.07. 1944 года, а спустя месяц он побывал на родине, где не был более трёх лет. Вот что писала газета «Коммунар» в августе 1944 года:

«Поезд мчался вперёд, рассекая воздух, плотный и сырой от непрекращающихся дождей. Сумерки всё больше густели. Лейтенант в форме лётчика посмотрел в окно и ничего не мог различить. Вынув из кармана портсигар, он закурил. Поезд шёл по знакомым местам, где лейтенант не был уже более трёх лет… Многие дремали. А лейтенант, взволнованный предстоящей встречей с родными  и знакомыми, то расхаживал по коридору, то снова садился на своё место.

— Следующая остановка Берники, — громко объявил проводник. Лётчику надо было сходить.

 Сбавляя ход на стрелках, поезд плавно остановился. Лейтенант взял чемодан, вышел из вагона. Несмотря на испортившуюся дорогу, он быстро прошёл по полям и перелескам более 10 километров.

В темноте обозначились силуэты построек. Кругом было тихо. С замирающим сердцем лейтенант остановился у одного из домов и постучал в окно раз, другой.

— Кто там?

 — Откройте, свой.

— Ах, батюшки! — воскликнула женщина, — Ванюша, родной мой!.. В сенях загремел засов, дверь раскрылась. Старушка бросилась к военному, обвила его шею тонкими высохшими руками и заплакала.

— Мама, не плачь. Видишь — жив и здоров.

— Да как же…Радость-то какая… Три года не видела, — вытирая слёзы, говорила она.

 Рано утром по всей деревне Занинка колхозники из уст в уста передавали:

— Иван Филатов с фронта приехал. Весь в орденах…

Вскоре дом Евдокии Гавриловны Филатовой был переполнен односельчанами. Первым пришёл, опираясь на палку, 70-летний Никита Исаевич Афонин. Фронтовика засыпали вопросами. Колхозники спрашивали и о положении на фронте, и о том, где и как воевал их земляк. Долго продолжалась непринуждённая  беседа, много волнующего услышали колхозники.

— Было это так, — рассказывал Филатов. — Наши войска на широком фронте прорвали мощную линию обороны противника. Гитлеровцы отступали. Надо было не дать им уйти живыми с нашей земли. Лейтенанта Серебрякова и меня вызвали к командиру авиационного соединения. Он дал задание: разведать переправу через реку. Мы поднялись на своих штурмовиках и прямым курсом пошли к цели. По шоссе и полевым дорогам двигались колонны автомашин. Огромное количество их скопилось на берегу, у переправы. Серебряков (он был ведущим) передал по радио: «Идем в атаку!» Противник встретил нас сильным зенитным огнём. Тогда мы изменили курс, полетели вдоль реки, оставив переправу в стороне. Потом резко развернулись и, маневрируя, чтобы избежать прицельного огня зениток, ринулись в атаку. Вниз посыпались бомбы. Спустившись на бреющем полёте, мы из пушек и пулемётов стали расстреливать живую силу и уничтожать технику врага. Наша операция закончилась успешно: была разрушена переправа, подожжено и разбито более 10 машин, уничтожено много гитлеровцев. Когда мы опустились на свой аэродром и доложили о результатах разведки, в воздух немедленно поднялось несколько групп наших штурмовиков. Вскоре все немецкие автоколонны, которые двигались по дорогам, были объяты пламенем. Подоспевшие  пехотные части добили врага, захватив при этом богатые трофеи. Много немцев утонуло в реке…

— Туда им и дорога! — сказал сидевший рядом с Филатовым старик. — Знаем мы этих зверей, поизмывались они над нами, когда тут были.

— За всё, дедушка, сполна рассчитаемся с захватчиками. Доберёмся до самого их логова.

    Иван Андреевич вытер платком вспотевшее лицо, распахнул и умолк. Односельчане попросили героя продолжить рассказ о фронтовой жизни, о том, как он немцев бил.

— Обо всём и за неделю не расскажешь, — сказал лейтенант. — За год / июнь 1943-июнь 1944/ я сделал 135 боевых вылетов. На моём счету немало успешных рейсов. Но были и неудачи. Однажды фашисты подожгли мой самолёт и разбили мотор — пришлось выбрасываться на парашюте. Но вскоре я крепко отомстил врагу. Разведка установила, что на станции В., в 60 километрах от передовой, стоят вражеские эшелоны с живой силой и техникой. Мне поручили возглавить шестёрку штурмовиков и нанести по станции мощный удар. Летели под прикрытием 4-х истребителей. Цель была уже близка, но тут немцы открыли ураганный огонь из зениток. Мы обошли станцию и атаковали её с противоположной стороны. Сделали несколько заходов. Вагоны загорелись, начались взрывы. Рвались боеприпасы. Одна из моих бомб угодила в паровоз, стоявший под парами. Произошёл взрыв огромной силы. Пожары на станции продолжались 12 часов, движение поездов было прервано на несколько суток.

— На фронте, наверное, страшно? — спросил лётчика белокурый паренёк.

— Вначале приходится волноваться, пока нет опыта, мастерства. Как сейчас помню  свой первый вылет на передовую. Дело было под Белгородом. Внимательно наблюдал за ведущим самолётом, которым управлял бывалый лётчик. Что делает он, то повторяю и я. Строго держал строй, стараясь не оторваться от своей группы самолётов. Первый полёт прошёл благополучно. При втором полёте волновался уже меньше. Со  временем приобрёл опыт, стал летать спокойно и хорошо ориентироваться в обстановке.

            Теперь расскажу, как мы штурмовали вражеские танки. Немцы готовились к атаке. К исходным позициям они выдвинули большое количество танков с десантом. Наше командование поставило задачу: сорвать атаку гитлеровцев. На передний край вылетели в составе 8 самолётов. Чтобы дезориентировать противника, часто меняли курс и высоту. Наконец, подошли к цели.

—  На южном скате высоты 179 вижу скопление танков. Атакую! — передал по радио на командный пункт. Штурмовики, один за другим, начали пикировать, обрушивая на танки всю мощь своего огня. Немцы заметались. Многие тут же нашли себе могилу. Мы уничтожили 8 машин и десятки гитлеровцев. Вражеская атака была сорвана.

            Слушая с затаённым дыханием рассказ своего земляка, колхозники деревни Занинка от всей души восхищались его подвигами в боях за Родину. И когда он сказал: «На этом, пожалуй, кончим» — они наперебой стали приглашать Филатова в гости. Колхозники гордятся своим земляком. А гордиться есть чем!»

            Так воевал наш земляк. Три раза сбивали и его. Но все три раза Иван чудом дотягивал до своих и сажал израненную машину на фюзеляж. А уже на следующий день снова уходил в небо. Штурмовик недаром называли «летающим танком. Он громит всё, что идёт по земле. В воздухе куда маневренней, быстрей истребители. Но Филатов не избегал встреч с ними и чаще всего выходил победителем. Младший лейтенант из простого лётчика вырос в отличного командира звена, опытного разведчика.

            Отгремели бои, повержен немецкий фашизм. Над нашей Родиной мирным и чистым стало небо. Пятнадцать лет после войны его охранял прославленный воин Иван Андреевич Филатов. Он учил молодых соколов лётному мастерству, овладению современной боевой техникой, передавал им свой богатый опыт. С победой не закончилась служба. Герой Советского Союза гвардии майор Иван Андреевич Филатов водил в мирном небе могучие реактивные машины, зорко охраняя это небо и родную землю.

            В 1960 году по состоянию здоровья уволился в запас в звании майора и переехал в Москву, где работал на авиационном заводе инженером-конструктором. Часто приезжал в Алексин, был желанным гостем. Он никогда не забывал родной край, землю, на которой вырос. Бывал в школах города и района. При встрече с ребятами он рассказывал много интересного и захватывающего из фронтовой жизни.

            Умер И.А. Филатов 4 июля 1993 года. Похоронен на кладбище в деревне Панское, рядом с матерью. На алексинской земле родился, рос, мужал. По ней ходил в школу, на ней мечтал стать лётчиком и стал им. Здесь же нашел и свой последний приют. Быть похороненным на деревенском кладбище — таким было его пожелание.

Н.А.Толкачёва, заведующая отделом современности

Алексинского художественно-краеведческого музея.

08.07.2020 г.

Семья Щедриных – образец высокой духовности и культуры



Самый добрый и семейный праздник — День семьи, любви и верности отмечается в России с 2008 года. Этот праздник, посвященный всем семьям в России, берет свои корни из истории, уходящей за несколько столетий до дня сегодняшнего. Много веков назад на земле Муромской жили Святые Петр и Февронья. Они всю свою жизнь были вместе и пронесли свою искреннюю и настоящую любовь через всю жизнь. Петр и Февронья показали на своем примере насколько может быть преданной и счастливой любовь. Их примеру следуют и в настоящее время многие семьи, бережно храня домашний очаг и искренние чувства.

Наша Алексинская земля во все времена славилась талантливыми, трудолюбивыми и гостеприимными людьми. Она взрастила немало людей, которые защищали наше Отечество и прославили его в разных областях науки и культуры, здравоохранения и оружейного дела, политики и духовной жизни. Одной из таких семей в Алексине была семья  Щедриных.

Семья Щедриных… Можно без преувеличения сказать, что она была самой уважаемой в Алексине. Священник Михаил Михайлович Щедрин родился 6 января 1848 г. в семье псаломщика с. Бобрик Епифанского уезда. Закончил Тульскую Духовную семинарию. До принятия священного сана и будучи уже священником отец Михаил активно занимался педагогической деятельностью и за проявленное усердие был удостоен церковных наград. 13 марта 1898 года священник Михаил Щедрин был назначен настоятелем Успенского собора г. Алексина.

Семья отца Михаила — матушка Елизавета Николаевна и семеро детей (восьмой Александр родился в Алексине в 1900 году) поселилась в доме № 46 по улице Радбужской. Домик священника находился неподалеку от храма. Интересно, что тропинка, ведущая от этого дома к Соборному холму, до сих пор зовется местными жителями «Щедринкой». Михаил Михайлович Щедрин обладал глубоким умом, был очень хорошим проповедником, добрым и внимательным семьянином. Умер в 1904 году.

Матушка Щедрина, Елизавета Николаевна жила в Алексине до самой смерти. Она была богата, нет, не материально, богата она была душевно, щедрая на добро, словно подтверждала свою фамилию – Щедрина! Была она невысокого роста, крепкого телосложения, ходила медленно, во всем ее облике чувствовалось спокойное достоинство, но особенно выразителен был ее взгляд – проникновенный, строгий; казалось, что она насквозь видит человека. Истинная христианка, матушка воспитывала своих детей, придерживаясь учения православной церкви. Елизавета Николаевна была умная и добрая женщина. Матушка Щедрина — так ласково звали ее в городе. Удивительно талантлива была семья Щедриных. Будучи прекрасной певуньей, Елизавета Николаевна приобщила своих сыновей к музыке. И не удивительно потому, что все дети Щедриных так прекрасно понимали музыку, овладевали музыкальными инструментами.

Дети платили матери нежной любовью, уже, будучи взрослыми, всегда помогали ей, где бы ни находились. В 1944 году скончалась матушка Елизавета Николаевна.

Настоятель Свято-Успенского соборного храма г. Алексина протоиерей Геннадий Степанов в статье «Светлой памяти протоиерея Михаила Щедрина» так описывает эти события:

«Прибытие нового соборного настоятеля   для   патриархального города Алексина стало событием примечательным и всеми обсуждаемым. И следует отметить, что горожане не разочаровались в своих ожиданиях, а напротив, семья священника Михаила Щедрина благотворно повлияла на духовную и культурную сторону жизни города Алексина. Отца Михаила глубоко уважали и ценили как высокодуховного и образованного священника, и как преподавателя Алексинского приходского начального мужского училища».

Душою семьи и удивительной личностью была Елизавета Николаевна. «Матушка Щедрина», так уважительно называли ее жители нашего города, была доброй, душевной и щедрой, как бы оправдывая свою фамилию «Щедрина». Она занималась воспитанием детей, была женщиной очень талантливой, великолепно пела, любила музыку и литературу. Открытость, гостеприимство и благотворительность семьи Щедриных давали возможность алексинцам приобщаться к высокой художественной культуре и музыке.

Отец Михаил скончался в возрасте 56 лет и был похоронен в Бору на городском кладбище. В настоящее время определить место захоронения можно лишь приблизительно, так как многие могилы на этом участке были снесены для устройства мемориала воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Получилось, что духовенство и воинство разделили общую могилу.

Достойной наградой и похвалой отцу Михаилу Щедрину, как пастырю и главе доброго семейства, было открытие его сыновьями в 1919 году музыкальной школы, которую возглавил Константин Михайлович Щедрин».

По словам отца Геннадия «…семьям и детям священников в советское время приходилось непросто. Всё это сполна пришлось пережить и семье Щедриных. По молитвам своих родителей, отца Михаила и матушки Елизаветы, Бог хранил их в этот рискованный период жизни».

Все сыновья М. М. Щедрина нежно любили Алексин, и, несмотря на то, что в поздние годы некоторые из них уже жили и работали в Москве (Константин, Евгений, Александр) и в Туле (Иван, Михаил, Виктор), они никогда не порывали связи с Алексином, постоянно бывали, а в летние месяцы почти все отдыхали  на берегах Оки. По-разному сложилась судьба братьев. Только трое из них стали профессиональными музыкантами. Но все они пронесли через свою жизнь любовь к музыке.

Алексинцы помнят и чтят Щедриных. Помнят русских интеллигентов и их благотворное влияние на духовную жизнь горожан. Они были одаренными музыкантами и людьми высокой общей культуры. Благодаря Щедриным среди жителей города возник интерес и приверженность к серьезной вокальной и инструментальной музыке.

По окончании консерватории Константин Михайлович приезжает в Алексин. Это были первые послереволюционные годы. Усилиями братьев Щедриных в городе открывается музыкальная школа (13 февраля 1919г.) руководил которой несколько лет
К. М. Щедрин.

Константин Михайлович Щедрин, скрипач и виолончелист, дирижировал симфоническим оркестром. Он обладал феноменальной памятью. Достаточно было ему один раз пройтись по незнакомым нотам, чтобы по памяти воспроизвести прочитанное.

Репертуар оркестра строился на классике. Руководил и большим смешанным хором, профессионально организованным ансамблем. Константин Михайлович (1894 — 1955 гг.) после Алексина в Москве. Любовь к музыке он привил своему сыну, будущему знаменитому композитору.

Многогранный талант музыкантов Щедриных сконцентрировался в одном человеке — сыне Константина Михайловича — известном композиторе Родионе Щедрине. Эта необыкновенная семья представляет собой явление не только в масштабах Алексина, а много шире. Родион Константинович — продолжатель этого явления на более высоком уровне — таланта мирового значения.

В честь этой плеяды дорогих нам земляков учредили регулярное проведение в Алексине концертов камерной музыки памяти братьев Щедриных. Начало им было положено в 1994 году. Стали традиционными Щедринские музыкальные вечера, на которых звучат классические произведения в исполнении преподавателей и воспитанников городской музыкальной школы.

Родион Константинович Щедрин – коренной москвич. Родился 16 декабря 1932 года в  Москве. В детстве ему часто приходилось бывать в Алексине, приезжать в гости к бабушке. В своем письме в Алексин в  1981  году Родион Щедрин писал: «Каждолетнее детство мое — бессознательное и уже сознательное, довоенное, все было связано с Алексином. Отец мой — Константин Михайлович и его братья без преувеличения светлели, когда произносили слово «Алексин». Лучшие годы жизни их были прожиты там, на окских берегах. В 1976 году вместе с дядей моим Евгением Михайловичем Щедриным мы поехали машиной в Алексин. Побывали на Радбужской улице, прошлись по “Щедринке”, были в доме Щедрина, на кладбище, где похоронены дед мой и бабушка, походили по сосновому бору, увы, сильно поредевшему. Короче, ностальгические чувства нас не миновали».

В одном из интервью на вопрос: «Какие места вы больше всего любите? Где отдыхаете душой?»  – Родион Щедрин ответил: «Каждый раз, когда судьба меня приводит в какие-то закоулки России, я всегда нахожу там отзвук — богатство русской природы, российская провинция, которая мне очень близка. Мои истоки идут из маленького городка Алексин Тульской губернии, на Оке, где-то двести сорок километров от Москвы. К сожалению, сейчас провинция многое утратила, но что-то еще осталось, поэтому побывать там — для меня всегда в радость и всегда толчок куда-то в будущее. Не большие города, и даже не деревня, а именно русская провинция — это богатая старая культура. Очень важная, судя по русской литературе, где масса сюжетов, связанных с русской провинцией».

12 мая  2019 года Родион Щедрин побывал в Алексине. Посетил Алексинскую детскую школу искусств им. К.М. Щедрина, спустился к Оке, побывал на Радбужской улице, где некогда проживали  представители этой известной и уважаемой в  городе семьи, не оставил без внимания Успенский кафедральный собор. А завершил свой визит в Алексин посещением Алексинского художественно-краеведческого музея.

Зав. отделом современности АХКМ Толкачева Н. А.

Видеоэкскурсия «Борис Сергеевич Стечкин»

26.03.2020 г.

ВИДЕОЭКСКУРСИЯ 
СЕМЬЯ ЩЕДРИНЫХ В АЛЕКСИНЕ

«ВСЕ СТЕЧКИНЫ СЛУЖИЛИ РОССИИ»

Игорь Яковлевич Стечкин /15 ноября 1922 г. — 28 ноября 2001 г./

Алексин — родина нашего знаменитого соотечественника, который работал на благо России, принимал непосредственное участие в разработке множества образцов оружия: от противотанковых комплексов до бесшумных револьверов. Его изобретения известны уже много лет, однако они не теряют своей актуальности, являясь символами конструкторской мысли и могущества. Благодаря его знаменитому изобретению — автоматическому пистолету, долгое время не имевшего аналогов в мире, имя Игоря Яковлевича Стечкина приобрело широкую известность и прославило не только Тульскую область, но и всю нашу страну. 20 декабря 2015 года в Алексине был открыт памятника великому конструктору-оружейнику.

И.Я. Стечкин родился 15 ноября 1922 года в  Алексине Тульской области. После окончания в 1948 году Тульского механического института был направлен на работу в ЦКБ – 14. Вчерашний студент, он вскоре получил ответственное задание – разработать конструкцию автоматического пистолета. Напряжённый творческий труд, поиск своих оригинальных решений дали прекрасный результат. Испытания показали несомненные преимущества созданного И.Я. Стечкиным образца над разработками других авторов. 3 декабря 1951 года 9-мм автоматический пистолет Стечкина под индексом «АПС» был принят на вооружение Советской Армии.

До последних дней своей жизни, работая в ГУП «КБП» и ЦКИБ СОО, И.Я. Стечкин принимал непосредственное участие в разработке более 60 образцов оружия: противотанкового комплекса «Фагот», автоматов «Модерн» и «Абакан», револьвера ОЦ-01 «Кобальт», пистолетов ОЦ-23 «Дротик», ОЦ-27 «Бердыш», ОЦ-33 «Пернач» и др. Он имел более 50 авторских свидетельств на изобретения.

Свои знания, богатейший опыт И.Я. Стечкин щедро передавал молодым конструкторам-оружейникам. Игорь Яковлевич Стечкин был удостоен звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации», награждён орденами Трудового Красного Знамени, Почёта, медалями, почётным знаком Тулы «За заслуги перед городом». Он лауреат Государственной премии СССР и премии им. С.И. Мосина.

Н.А. ТОЛКАЧЁВА, зав. отделом современности МБУК «АХКМ»

В память о Георгиевских Кавалерах

Во времена Российской империи в нашей стране 9 декабря (26 ноября ст. ст.)  отмечался «День Георгиевских кавалеров». В этот день в 1769 года Указам императрицы Екатерины II был учреждён Военный орден Святого Великомученика Победоносца Георгия. Им награждались офицеры русской армии за боевые заслуги и выслугу лет.
Манифестом императора Александра I от 13 февраля 1807 года для награждения нижних чинов (рядовых и унтер-офицеров) за особые заслуги во время боевых действий был учреждён Знак Военного ордена. Тогда солдатская награда имела только одну степень, а за повторные подвиги кавалеру увеличивали жалование на треть вплоть до двойного. Герои, имевшие двойное жалование, носили Знак отличия Военного ордена с бантом на Георгиевской ленте. С 1856 года введены четыре степени Знака. Награда по-простому именовалась «Георгиевский крест», «Егорий», «Солдатский крест».

День Георгиевских кавалеров существовал в России до октября 1917 года, спустя 90 лет, в 2007 году ее возродили под названием — ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА, однако о героях тех дореволюционных лет, до сих пор известно немного.

До недавнего времени среди уроженцев Алексинской земли были известны лишь два полных Георгиевских кавалера: АЛЕКСЕЕВ Корней Иванович и ДЕРГАЧЕВ Георгий Иванович. Теперь их число пополнилось благодаря информации, предоставленной в наш музей краеведом Гостюхиным Константином Юрьевичем.

Полные Георгиевские кавалеры

 ЕФАНОВ Савелий Алексеевич  (Тульская губерния, Алексинский Уезд,  Широносовская волость, с. Большое Кишкино —. 2 Сибирский стр. генерал-адъютанта графа Муравьева-Амурского полк, ст. унтер-офицер. За мужество и храбрость, проявленную в боях.

КЛИНКОВ Александр Михайлович  (Тульская губерния, Алексинский уезд, г. Алексин) — 11 пех. Псковского генерал- фельдмаршала князя Кутузова- Смоленского полк, ст. унтер офицер.

КАРНЕЕВ   Тимофей Петрович   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   —    11 пех. Псковский генерал- фельдмаршала князя Кутузова- Смоленского полк, пулеметная команда, мл. унтер-офицер. По окончании 2-й Киевской школы прапорщиков произведен в прапорщики приказом по Киевскому ВО № 2043 от 8.10.1916.

Награжденные Георгиевскими крестами III и IV степени:

 ЗОБНИН   Василий Алексеевич   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская вол)   —    227 пех. Епифанский полк, ст. унтер-офицер.

МАРКИН   Егор Кузьмич   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   — 1 Сибирский стр. Его Величества полк, ст. унтер-офицер.

АРТАМОНОВ   Максим Максимович   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   —    2 Сибирский стр. генерал-адъютанта графа Муравьева-Амурского полк, ст. унтер-офицер.

ДРОНОВ   Михаил Яковлевич   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Широносовская волость, д. Сонино)   —   210 пех. Бронницкий полк, 4 рота, ст. унтер-офицер.

ГОЛЫБИН Егор Ефремович (Тульская губерния, Алексинский уезд, Кошкинская волость)

АКСЕНОВ Федор Николаевич (Тульская губерния, Алексинский уезд), унтер офицер

Награжденные Георгиевскими крестами IV степени:

ВОРОНИН Василий Васильевич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

САМОШКИН Иван Сысоевич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

КАРНОВ Василий Алексеевич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

ЛЕОНОВ Алексей Козьмич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

АРИЗНОВ Алексей Петрович (Тульская губерния, Алексинский уезд)

ГУБАНОВ Василий Тимофеевич (Тульская губерния, Алексинский уезд, Савинская волость), ст. унтер офицер

ЛЕОНОВ Федор Григорьевич (Тульская губерния, Алексинский уезд, Афанасьевская волость), ефрейтор

СПИРИН Федор Дмитриевич (Тульская губерния, Алексинский уезд, Варфоломеевская волость)

КРИВОВ Дмитрий Никитович (Тульская губерния, Алексинский уезд, Яковлевская волость)

БОБРОВИЦКИЙ Тимофей Леонович (Тульская губерния, Алексинский уезд)

БОЛОВИНЦЕВ Иван Глебович (Тульская губерния, Алексинский уезд, Покровская волость)

БЫЧКОВ Филимон Григорьевич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

ПЕТРОВ Артемий Михайлович (Тульская губерния, Алексинский уезд)

ТЕПЛОВ Сергей Николаевич (Тульская губерния, Алексинский уезд)

ЕРМОЛАЕВ Владимир Васильевич (Тульская губерния, Алексинский уезд,  Широносовская волость)

ВЕНИКОВ    Михаил Иванович (Тульская губерния, Алексинский уезд)    —    312 пех. Васильковский полк, ст. унтер-офицер.

ЛУШИН   Григорий Андрианович  (Тульская губерния, Алексинский уезд, Алешинская волость)   —   5 Туркестанский стр. полк, мл. унтер-офицер.

ПИСКАРЕВ   Василий   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   — 111 пех. Донской полк, мл. унтер-офицер.

 БУЗИН   Павел   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   —   112 пех. Уральский полк, мл. унтер-офицер.

ВАРАКИН   Александр Михайлович   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Яковлевская волость, д. Вишенки)   —   17 Сибирский стр. полк, 3 рота, стрелок.

МИРОНОВ   Семен Егорович   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Покровская волость, д. Петрищево)   —   17 Сибирский стр. полк, 13 рота, стрелок.

ДРОНОВ   Егор Алексеевич   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Варфоломеевская волость, с. Луковицы)   —   17 Сибирский стр. полк,5 рота, стрелок.

САПУНОВ   Сергей Федорович   (Тульская губерния, Алексинский уезд, с. Болытново)   —   Л.гв. Саперный полк, 2 батальон, ст. унтер-офицер.

АКИМОВ   Сильвестр Петрович   (Тульская губерния, Алексинский уезд, Яковлевская волость, с. Подмоклово)   —   Заамурский стрелков. дивизион. (полк), ст. унтер-офицер.

ВЕНИКОВ   Михаил Иванович   (Тульская губерния, Алексинский уезд)   —    312 пех. Васильковский полк, ст. унтер-офицер.

Уважаемые, алексинцы, в этом списке указаны уроженцы нашего края – Полные георгиевские кавалеры, а также награжденные Георгиевскими крестами разных степеней участники  Первой мировой войны, которые известны АХКМ из различных источников.

  Мобилизованных в русскую армию с алексинской земли было много, точное количество награжденных Георгиевскими крестами не известно и любая информация нам интересна. Этот список меняется, пополняется. Поэтому, мы обращаемся к вам с просьбой, если в списке нет ваших родных (или данные не точные), а они были награждены Георгиевским крестом, позвоните в наш музей  (сообщите  фамилию, звание, и др.), для нас это  очень важно!

 Знания о наших земляках — русских Героях — весьма ограничены, но мы надеемся на помощь потомков, которые помогут открыть для истории забытые имена.

Тел: 6-17-41 Городничева Татьяна Владимировна (зав. отделом истории)

Позвоните!!! Назовите фамилию своего деда, прадеда…